КАЛА-КОРЕЙШ МЕДИА
Меню
12+

«КАЛА-КОРЕЙШ МЕДИА"

30.10.2020 14:10 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Свадебный обряд в селении Кища»

1.Предсвадебные обычаи и обряды кищинцев

Свадьба в селах Дахадаевского района во мно-гих своих обрядах сходна со свадьбой других народов Дагестана. Вместе с тем целый ряд ритуалов, неиз-вестных другим народам, придавал ей своеобразие, свойственное только им.

Вопрос о женитьбе сына или замужестве доче-ри в селении Кища, как и в других селениях, решался старшими членами семьи, которые в своем выборе руководствовались соображениями сословной принад-лежности, общественного престижа тухума или иму-щественными интересами.

Предпочитались браки внутри одного тухума, села, так как именно такие браки отвечали многим экономическим и социально-психологическим интере-сам народа.

Решив женить сына, его родители наводили справки о чертах характера избранной девушки, о ее репутации, материальном состоянии семьи, а также о здоровье и трудовых навыках самой девушки.

Старожилы селения Кища отмечали как непре-менное условие надежности брака экономическое рав-новесие сторон. К этому вопросу подходили так: у меня два быка — и у них два быка: значит, подходит. Разговор начинали с равными во всех отношениях людьми. Если кто из бедняков по какой-либо причине женился на дочери представителя высшего сословия, то он должен был во всем подчиняться жене. Она и ее родные часто упрекали его в бедняцком происхожде-нии. Женщина из бедного сословия, вышедшая за бо-гатого, терпела упреки, унижения, ругань, оскорбле-ния и издевательства мужа и его родственников.

Тем не менее, в период выбора до свадьбы мо-лодым приходилось часто преодолевать большие трудности, ибо последнее слово оставалось за родите-лями. Случаи, когда выбор молодых совпадал с наме-рениями родителей, были очень редки.

Родители будущего жениха и его родственники присматривались к девочкам еще задолго до сватов-ства. Во время коллективных работ женщины, особен-но те, кто имел намерение посвататься, наблюдали за девушками. Старожилы селения Кища рассказывают такой случай. Одна очень бедная женщина хотела вы-брать для своего единственного сына хорошую неве-сту, которая знала бы цену трудом заработанному хле-бу. Переодевшись нищенкой, она входила в каждый дом, в котором была на выданье дочь, и просила по-дать ей подать остатки после замеса теста. Несколько девушек вынесли ей целые корыта таких остатков. А одна девушка извинилась и сказала, что у нее не быва-ет таких остатков, но она может дать ей муку. Женщи-на поблагодарила ее и послала в ее дом сватов.

2.Сватовство.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда. Оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Для успешного завершения сватовства заранее предпринимались определенные предосторож-ности. Считалось, что не в любой день недели можно начинать сватовство. Нельзя возвращаться с полпути. Сватать ходили самые уважаемые люди из тухума жениха. В селении Кища, если родители невесты не соглашались выдать дочь за сына этих сватов, они их ничем не угощали и возвращали, т.е. вовсе не прини-мали принесенные ими подарки.

После сватовства начинались приготовления к свадьбе. Предсвадебный период нередко длился от одного года до двух-трех, а иногда и более лет. Все это время девушка оставалась в доме родителей.

После обручения родственники жениха и неве-сты близко общаются друг с другом, во всем совету-ются, совместно участвуют в полевых работах, помо-гают друг другу в организации семейных торжеств. Таким образом, предсвадебный период имеет не столько хозяйственно-экономическое, сколько соци-ально-психологическое значение.

Уже в этот период родственники жениха часть расходов на содержание невесты берут на себя. Время от времени невесте делают подарки, нередко дорогие. Подарки делают обычно к праздникам Ураза байрам, Новый год, день рождения и т.д.

Первое посещение после сватовства тухумом жениха родителей невесты

В селении Кища в случае согласия родите-лей девушки родители жениха шли вместе с родствен-никами к родителям девушки с подарками, обязатель-ным атрибутом которых была фаянсовая посуда – «багъдагъ». Тут же обсуждался размер калыма, кото-рый определялся серебряными рублями.

Родственники жениха в этот день собирались в его доме с раннего утра. В полдень они отправлялись к невесте. У ворот их встречали родственники неве-сты. К их приходу в доме невесты были готовы разные кушанья и подарки. Все вместе устраивали танцы, пели. Потом всех гостей угощали. После этого род-ственники жениха и невесты собирались в самой боль-шой комнате и разбирали подарки от жениха. Все род-ственники жениха (мужчины в этой процедуре не при-нимали участия) получали соответствующий своему подарок от родителей невесты. Все это время невеста была в отдельной комнате, или у соседей, или у по-други и не показывалась никому.

Бывало и так, если вещей, т.е. подарков оказы-валось меньше обещанного, то сторона невесты (обычно пожилые, уважаемые в роду жениха) выража-ли неудовлетворение. Мать невесты при смотре вещей не принимала участия, так же, как не присутствовала и при других церемониях. Обычно она сидела в стороне от того места, где развертывались обрядовые дей-ствия.

3.Заключение брака (Магьар дирхьни)

Обязательным условием заключения брака было совершение религиозного обряда бракосочета-ния – магьар. Этот обряд во всех селах совершался чаще всего с четверга на пятницу в доме жениха или же старшего брата жениха, близкого родственника с участием отца и близкого человека невесты, которому доверили пурман – разрешение на проведение данного обряда. При совершении бракосочетания присутство-вало по два человека – свидетеля с обеих сторон.

Обряд бракосочетания происходил с участием самого жениха и отца невесты. Девушка (невеста) в обряде не участвовала никогда. Совершался обряд накануне свадьбы.

Брачный обряд мог совершить только мулла или кадий.

Обряд совершался при закрытых дверях, без посторонних, чтобы не было «порчи».

Во время бракосочетания при свидетелях называлась кебинная сумма или имущество («магьарла мас»), выделяемое женихом будущей жене, которая записывается муллой в брачный контракт. Состав кебина был различен. Величина его зависела от материального положения и сословной принадлеж-ности заключавших брачный союз сторон. Жених обычно выделял жене земельный участок, комнату, а также предметы домашнего обихода: котлы, паласы, домотканую холстину (чIянкIа), сарай.

Обряд бракосочетания (магьар) заканчивается чтением 112-й суры Корана – кьулгьу. За совершение этого обряда мулла получал определенную неболь-шую плату и угощение.

4.Свадьба

Свадьба во всех селениях района отмечалась весьма торжественно. Сезоном свадеб, как и у многих других народов, считалась осень. Причина тому была экономическая: осенью завершались все сельскохозяй-ственные работы, и определялся размер урожая.

За несколько дней до свадьбы родители жени-ха и невесты собирали всех родственников на совет, на котором распределялись обязанности во время тор-жества (приготовление угощения, созыв гостей, их встреча и обслуживание). Тут же сообща решали, в чьем ведении будут находиться напитки, остальные продукты питания. Самой почетной обязанностью считалась во всех селах обязанность варить мясо и экономно его расходовать. Эта обязанность доверя-лась самому уважаемому, старшему тухуму-мужчине. на все должности назначали самых близких родствен-ников.

На свадьбу с пустыми руками не ходили. По-этому группа женщин занималась тем, что принимала подарки от гостей. В селении Кища из числа самых шутников выбирают ряженного («хъярчи»), который во все дни свадьбы будет, переодевшись в разнообраз-ное тряпье, веселить народ.

В день свадьбы с утра у невесты собирались ее подружки, ровесницы. Они пели и танцевали. Пели, разумеется, о разделенной или неразделенной любви. Пелось все это под гармошку, барабанили обычно по стулу руками. Пели попарно, соревнуясь.

За невестой приходили ночью. Специальных послов бывает немного. Их число колеблется от 2 до 6.

Перед отправлением в дом жениха подруги наряжали невесту, в отличии от многих даргинских селений, где требовалось, чтобы невеста отправлялась к жениху в своей одежде, сшитой ее родителями и продолжала носить его вплоть до рождения первого ребенка и лишь после этого она могла шить и носить одежду из подаренных ей женихом тканей.

Мать жениха несла различные отрезы, платки, косынки и укладывали их на старинный бронзовый котел. До прихода жениха резать чуду многочислен-ные женщины и девушки шли с этим котлом к дом невесты.

А у кищинцев за невестой ходил жених. Он нести должен поднос из бронзы, наполненную халвой (авруша). В халве должны быть спрятаны серебряные монеты, кольцо и браслет. Поверх халвы ставили большое чуду из творога. При-дя к невесте, жених должен разрезать это чуду и хал-ву, не задев то, что спрятано было в халве. Если же он задевал, молодежь его наказывала. После всего жених вручал при всех подарки невесте.

Хотя все это происходило в полной темноте, невеста должна была вести себя скромно: не петь, не танцевать и не оглядываться назад. Она должна была смотреть вперед под ноги и идти по «освещенному» лампой пути в новую жизнь. Лицо было занавешено неплотным материалом – гулменди, поверх которого накрывали платки. Невеста брала с собой две поло-винки хлеба, одну из которых она оставляла на пороге родительского дома, а вторую половинку – на пороге дома жениха. Сопровождающие ее старались подо-брать этот хлеб. Каждый старался получить хоть ку-сок, что значило: и в его доме тоже будет баракат.

Привод невесты – центральный акт свадебно-го торжества. Свадебная процессия состояла из мно-жества людей. Когда с шумом песнями, танцами под-ходили к дому жениха, все, кто был в нем, выходили во двор встретить невесту.

У ворот дома жениха путь свадебному корте-жу обязательно преграждала неженатая молодежь се-ла, требуя выкуп – «чутту» из сыра, халву (авруша, бакъукъ), хлеб, мясо вареное и выпивку вареное и вы-пивку в небольшом количестве. Этот ритуал называет-ся «гьуни буцни» (буквально: преграждение дороги). Выкуп должен был заплатить официально сопровож-дающий невесту мужчина. Особенно большой выкуп требовался ,если девушка выходила замуж в другое село.

Будущая свекровь встречала процессию с кон-фетами, которые бросала над невестой.

До 1980 года свадьба в селении Кища продол-жалась три дня.

Бурлият Ибрагимова

с. Кища

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

104