КАЛА-КОРЕЙШ МЕДИА
Меню
12+

«КАЛА-КОРЕЙШ МЕДИА"

30.10.2020 14:14 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Свадебные обряды кункинцев

В семейно-бытовых отношениях кункинцев еще в недавнем прошлом сохранялось много пережиточных обрядов и обычаев. Женщина не принимала участие в общественной жизни села, не имела право посещать обще аульские праздники, разговаривать с мужчинами, а так же с мужем при постаронных. Главой семьи был мужчина — собственник основного имущества дома. Женщина не имела право самостоятельно продать, подарить или приобрести имущество; ей принадлежало только ее приданое, хотя хозяйственная роль женщины была весьма значительна. Женскими работами считались: сбор урожая, уход за крупным рогатым скотом, заготовка продуктов, приготовление пищи, изготовление одежды и предметов домашнего обихода. Мужским делом считались: сев, пахота, уход за мелким рогатым скотом и лошадьми, строительство и ремонт помещений, и прочие работы. Женщина не могла поесть раньше мужа, не имела права лечь спать до того, как придёт муж. Наженщине целиком лежало так же воспитание детей, отец в присутствии даже родственников не мог приласкать ребенка, успокоить, если он плачет. С другой стороны полновластным вершителем судеб взрослых детей был отец.

Свадебный обряд — это совокупность установленных обычаем действий, связанных с выпольнением бытовых традиций, религиозных предписаний. Это древнее социальное явление приуроченое к важнейшим событиям в жизни горцев. Адаты, обряды, верования, праздники в прошлом включали в себе игры, театрализованные представления, песни, танцы, заклинания и символические действия. Свадьба у каждого народа преставляет собой сложный, многоактный, красиво оформленный спектакль. Важнейшими элементами, которых являются обрядовые песни, музыка, танцы, игры. Традиционная свадьба кункинцев, как и у других народов состоит из трёх последовательных этапов: предсвадебный этап, свадебный этап и послесвадебный этап. Каждый из этих этапов сопровождается определёнными обычаями и обрядами. Предпочитались браки в пределах тухума, т.е. была распространена эндогамия. Вопрос связанные со сватовством и обручением решались только отцами и старшими членами семьи, без участия самых молодых. При выборе жениха для дочери или невесты для сына, учитывали: из какого тухума, авторитет семьи, имущество и т. д., наводили справки о чертах характера девушки, о её репутации, материальном состоянии. Эти вопросы были связаны, прежде всего, с социальным положением и приданным невесты. Часто заключали браки между близкими родственниками, особенно, среди зажиточных и богатых сельчан. Иногда совершали помолвка детей в раннем возрасте. Брачный возраст для девушки было 15-16 лет, для юноши 17-18 лет. Родители, решившие, женить сына приступали, с помощью родственниц к подискиванию подходящей для него девушки. После получения согласия родителей невесты семья жениха готовилась к обручению. Совершение этого обряда происходило в назначенный день в доме невесты. Родители жениха несут подарки «т1ёг1» — отрез дорогого материала, платок, серебрянное или золотое украшения; или жених вручал невесте браслет, кольцо или другое украшение в танце во время праздников или на свадьбах других родственников. Между обручением и свадьбой проходило иногда несколько лет. В течения всего этого времени невесте родители жениха, во время празднования ураза байрам должны дарить подарки: золотые и серебряные украшения, платки, отрезы шерстяных и шелковых тканей, большой пирог «хухне» в подносе (лангар) и другие угощения. После этого невесту называют «хухналла или т1ёг1ла гьалмигъ». Эти подарки девушка не должна носить, она должна их хранить, если состоится размоловка по вине девушки, она должна их вернуть. Иногда браки заключались и путем похищения невесты; но к нему прибегали при сопротивлении родителей невесты. В промежуток времени между сватовством и свадьбой жених не смел, встречаться с невестой без ближайших родственников невесты. Родители жениха и невесты договариваются о дате свадьбы, когда им удобно. Свадьбу не играли во время Урозы, в период уборки урожая и заготовки кормов, если умер в селении человек, пока не испольнится 40 дней. За неделю до свадьбы ставять в известность близких родственников и соседей, чтобы они смогли сделать свои неотложные дела и помочь в подготовке и проведении свадьбы. Свадьба начиналась пиршествами в доме жениха. Жених после совершения обряда — заключения брака (магьардирхьни), который проходил в доме жениха с приглашением отца или его представителя (вакил) и нескольких ближайших родственников со стороны невесты. Для совершения этого обряда представители жениха — уважаемые два человека, должны были взять у невесты согласие (пурман). Она должна отдать этим представителям жениха большой серебряный браслет. После этого совершают обряд бракосочитания (магьар дирхьни) и начинают пиршества в узком кругу. Этот браслет жених должен вручить невесте в первую брачную ночь. На следующий день родители жениха приглашают родителей и родственников невесты на свадьбу. За день до свадьбы два соседа должны сообщить сельчанам о свадьбе по списку, котрый написали родители жениха. На свадьбу пустими руками не ходили. Женщины на подносе носили: рис, сахар, платок или отрез. Угощения раскладывали на скатерти, расстеленные на полу. Приглашенные садились на подушки, тулупы, паласы и ковры. Для ведения свадебной церемонии назначали тамаду, который располагался посередине комнаты и его нескольких помощников, которые исполняли его указания. Для начала пиршества тамада предстовлял слово самому старейшему аксакалу. Он начинал всегда пожелания и тосты следующим и словами; «Ц1алергьа вергва кьяйда, урхьнаяргьа дирихьв кьяйда давла чебагьа бахьаб, дурхъёрбе кьвилад-ч1ихъад, бичирме мацца-микьрад, хъар къилбе гиле-рирсбад диц1аб, усси-карт1и этин ач1или диц1аб, къапулед ирче-тяйре дахъдихваб, дуне паргъатле элгаб. Дерхъаб!» После этого тамада наливал бузу — аруш, медовуху – миркатта, вино – чяхир, а с конца 20 века водка – г1ярякь или спирт поочереди, всем и по желанию давал слово для тоста и исполнению песен. После начало пиршества близкие родственники, и друзья несут к тамаде свои подарки: различные угощения (кьям чебихъни) или тушу барана. При этом тамада должен назвать имя хозяина угощений и говарит: «сагълагъунна гьургьурра!» Во дворе играла музыка, молодые люди пели песни и танцевали. Жених в начале свадьбы уходил к одному из своих родственников или товарищей и там веселился. Во втором половине дня приходили в дом жениха женщины и девушки, ели, шутили, веселились. После того как накормят приглашённых со стороны жениха идут к невесте семь женщин. Они несут невесте хинкал и подарки. Несут их сёстры, двоюродные сёстры и соседки. У каждой женщины в руках должно быть что-то: чемодан с подарками, плов, хинкал, большой кусок мяса, сладости и т. д. Эти женщины открывают чемодан и показывают невесте подарки родителей жениха и свои подарки (дикадшибте). Вечером сторона жениха с музыкой и танцами отправлялось за невестой. Ей полагалось некоторое время отказываться покинуть свой дом. Невесту, когда выводят из дома родителей, у порога должен стоят отец или старший брат, который даёт напутствие и вручает деньги. Впереди церемонии идёт шафер (гьалмагъ) жениха танцуя и с двумя женщинами, которые носили подносы с угощениями и вином, за ним музыканты и мужчины и на конец женщины, с которыми в средине, в сопровождении родственницы и одной из подруг шла невеста. Одна из родственниц должна нести зажённую лампу. Лицо невестки покрывали платком. Когда невеста подходила к дому жениха, в нее из соседних домов бросали муку, рис, конфеты, сахар и т.д. При входе в дом ее встречала мать жениха с медом. Ближе к полуночи к ней приходил жених, а окружившие невесту девушки и женщины уходили, оставляя молодых наедине. Утром шафер жениха отводил на речку купаться. Второй день пиршества продолжаются в доме родителей невесты. Родители невесты приглашают родителей и родственников жениха и всех сельчан. После гуляния родители невесты вручают всем присутствующим приданое для доставки в дом жениха. Ближе к вечеру приходят мать невесты с родственницами и ведут невесту за водой к роднику в сопровождении шафера жениха и родственников с музыкой, песнями и танцами. После наполнения кувшина водой родственницы привязывают на кувшин платки, отрез тканей и другие подарки.

Вечером этого же дня родители жениха приглашают родственников невесты на деления больших пирогов (хухне кадччуй) и своих родственников, которые оказали помощь в проведении свадьбы. Этот обычай сейчас проводят как бы для сближения двух семейных и родственных связей с приглашением на хинкал. Через несколько дней после свадьбы молодожёнов приглашают к себе на ужин родители невести. Когда молодожёны уходят им родители вручают ценный подарок. Другие близкие родственники тоже приглашают молодых к себе и дарят им подарки (гьабагъ).

Некоторые втупивщие в брак расходились по разным причинам. Многие мужчины женились по несколько раз. Большинство по 2-3раза, некоторые по 7 и более раз, так как смертность, среди женщин была высокая, связанная с беременностью, тяжёлыми условиями быта и отсутствием медицинской помощи. Редько расходились по другим причинам.

Обряд развода происходил следующим образом: муж, в присутствии 2-3 свидетелей, произносил: «Т1алакьв — т1алакьв т1алли — т1алакьв, дила магьар черкадикаб» после этого жена с детми покидала дом мужа. Муж после этой процедуры мог жениться на другой женщине, заключив магьар. А если муж захотел вернуть, свою старую жену, то она должна была выйти, временно, замуж сроком до 40 дней, за другого человека, заключив урккаб магьар – временый брак. Мужья старались выдавать замуж их за стариков или за своих друзей с уговором, чтобы они не сблизились между собой, так как при сближении они могли и не развестись. Нарущителей этих принятих обичаев сильно наказывали сельским кадием и судёй путём взыскания в пользу джамиата нескольких мерок зерна и трёх летнего бычка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

97