Меню
12+

Сетевое издание «Кала-корейш медиа»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Современная кубачинская свадьба стала темой исследования этнографа Фатимы Гаджаловой

     Кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Фатима Гаджалова в 2017-2018 годах провела исследование на тему «Современная кубачинская свадьба»

«Свадьба – это очень интересное и многогранное явление традиционной культуры, яркое, красочное, насыщенное действо, впитавшее в себя многие составляющие быта и мировоззренческие установки того или иного народа. Сегодня свадьба представляет собой одно из звеньев современной празднично-досуговой культуры, в ней отражаются инновационные явления современности. Для нашего исследования интерес представила современная свадебная обрядность кубачинцев – этнической группы даргинцев, часть которой компактно проживает в Дахадаевском районе, в селе Кубачи. Сегодня кубачинцев можно назвать "городским" этносом, так как более 70-80 % его представителей живет почти во всех городах и несколько населенных пунктах Дагестана, в Центральной России, Северном Кавказе, Азербайджане, ряде государств Средней Азии. По приблизительным подсчетам кубачинцев около 14-17 тысяч человек», — рассказывает Гаджалова.

Кубачинцы, как в прошлом, так и сейчас, в основном браки заключают только в пределах своей этнической группы. Хотя год от года количество межнациональных браков растет, все же значительный перевес в сторону эндогамии сохраняется.

Свадьбу в селе играют три дня, в каждый из которых проводят обряды и ритуалы с соблюдением традиций, сложившихся на протяжении столетий и передающихся от поколения к поколению. В сельской свадьбе бытуют и модернизированные формы таких обрядов.

Гаджалова отметила более зрелищные, локальные обряды свадьбы кубачинцев. Первое, что бросается в глаза на свадьбе в селе Кубачи, – это традиционная праздничная женская одежда. Родственниц со стороны жениха и невесты можно узнать по традиционным платьям из парчи и нарядным головными покрывалам «кIазам».

Обряды первого дня свадьбы – это шествие свадебной процессии с подарками для невесты. Красивый обычай с традиционным содержанием и исполнением характерных ритуалов. В этот день проходит и коллективное сборище, где молодежь устраивает танцы. Второй день – это свадьба жениха, основным кульминационным мероприятием которого являются танцы и угощения на открытом воздухе, здесь собираются как близкие, родственники, так и любой желающий. Необычными персонажами коллективной праздничной церемонии являются ряженые «пальтары». Костюм ряженого – это разрисованная войлочная маска, белая рубаха, поверх которой надета кольчуга, белые штаны, сапоги.

Еще одна особенность сельской свадьбы – это коллективное приготовление блюд. Праздничные угощения готовят близкие, родственники, соседи, друзья. Все блюда готовятся сообща: старшие женщины лепят традиционные пельмени, пекут чуду, молодежь занята сервировкой праздничных столов, подачей блюд, мужчины готовят еду на открытом огне.

Одна из основных традиций – свадебный наряд невесты. Девушка (даже если она городская), свадьбу которой играют в селе, надевает традиционный костюм. Она выходит замуж в архаичном парчовом платье и белом «кIазе», украшенном вышивкой, златотканой тесьмой. В отличии от других горных районов Дагестана в которых традиционный свадебный наряд уже давно вытеснило европейское белое платье, в Кубачи отдают дань традиции.

Некоторые сохранившиеся обычаи остаются символами магического свойства. Таким примером может служить ритуал, когда выходящую из родительского дома невесту мать щедро осыпает сладостями, орехами и рисом, которые являются символами-пожеланиями будущего достатка и изобилия.

Утром третьего дня начинается обряд поздравления новобрачных. Молодых приходят поздравлять многочисленные родственники и гости, которые выражают благопожелание и дарят невесте подарки.

Традиционные черты сохранились и в приданом кубачинской невесты. Несмотря на то, что медная утварь частично утратила свое практическое назначение, она обязательно входит в состав приданого. Своей оригинальностью и своеобразием выделяется традиционная медная утварь: большие и малые водоносы, ритуальные сосуды, литые бронзовые котлы разных объемов с чеканными крышками. Родители передают по наследству дочери и старинный фарфор – декоративные тарелки из керамических центров Ирана, Китая, Японии. Когда свадьбу играют в селе, обязательным является и сундук с постельными принадлежностями.

Городскую свадьбу узнаваемой делает традиционный праздничный наряд, который уже более 20 лет органично вписывается в торжества кубачинцев. Женщины, близкие родственницы молодоженов, также приходят в зал торжеств в парчовых платьях и вышитых «кIазы». Они исполняют традиционный парный танец. Данный обряд делает праздник зрелищным и придает особую окраску в целом унифицированной городской свадьбе. На следующий день после свадьбы в банкетном зале и невеста надевает традиционный наряд. В нем она принимает подарки и поздравления от родных и близких.

Также Фатима Гаджалова подчеркнула, что современная свадебная культура в селе Кубачи в своей основе сохранила черты традиционной свадьбы. Изменились лишь некоторые отдельные составляющие свадебных обычаев и обрядов. Некоторые элементы традиционной свадьбы бытуют и в городской свадьбе кубачинцев.

«Сохранение и передача традиционных обычаев и обрядов новым поколением особенно актуально в современной жизни, когда стремительно происходит нивелирование традиций и формирование во многом безликой массовой культуры. Свадебный обряд один из важных элементов в процессе передачи духовных ценностей, характерных для традиций прошлого Дагестана», – подчеркнула этнограф.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

304