КАЛА-КОРЕЙШ МЕДИА
Меню
12+

«КАЛА-КОРЕЙШ МЕДИА"

04.05.2018 15:42 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Экологическое воспитание учащихся 5- 6 классов средствами художественной литературы.

Автор: Мусаева Раисат Багомедовна,
учитель русского языка и литературы МКОУ "Кищинская СОШ"

Беречь природу... Охранять окружающую среду… Эти слова сегодня мы слышим все чаще. Они звучат на собраниях, конференциях, форумах, в речи миллионов людей и, конечно же, на школьных уроках.

Экологическое воспитание детей является одним из ведущих направлений развития личности ребенка. Формирование экологической культуры надо начинать с детских лет.

Беречь и приумножать богатства родной земли — долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, будет ли звучать песнь соловья, плескаться рыбы в чистой воде рек и озер, будет ли над нами чистое небо. Важно понять и нам, и нашим воспитанникам, что проблема загрязнения окружающей среды грозит ядерной катастрофой. Она становится в наше время глобальной проблемой всей земной цивилизации. Ведь Земля — дом всего человечества! И как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери.

В последнее время все больше наблюдается повышение негативных поступков со стороны подростков. Причины этого: разрушение нравственных и семейных устоев, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуга детей, безнадзорность. В связи с этим, ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, через экологическое воспитание и бережного отношения к природе, повысить их занятость социально полезным делом, например, посадить дерево, цветы, покормить птиц зимой или бездомное животное.

Нам, учителям, доверено воспитывать в душе ребенка бережное отношение к природе, научить его чувствовать, сопереживать, нести ответственность за свои поступки.

Я хочу рассказать о том, как на уроках русского языка и литературы стараюсь внушить детям, что любовь к природе — это любовь к родине, к своему народу.

Уроки литературы, по сути своей, призваны дать школьнику понимание духовных ценностей, ощущение открытий в мире человека и в мире природы, воспитать любовь к добру и неприятие зла. Герои литературных произведений должны стать добрыми спутниками учащихся в жизни, в деятельности, в восприятии окружающего мира.

На уроках развития речи, прежде всего, знакомлю учащихся с понятием «экология». А отправляясь с пятиклассниками в пришкольный сад на экскурсию, заранее ставлю перед ними задачу: описать то, что мы видим вокруг себя. Учащиеся обращают внимание на траву, цветы, деревья, небо… В своих устных мини-сочинениях каждый по своему описывает то, что видит вокруг себя. Они говорят о чистом небе, об удивительной прелести деревьев, одетых в разноцветные наряды, о цветах и траве. Это всё вокруг—природа.

Сегодня внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, как в системе общего, так и дополнительного образования детей. Вместе с учащимися составляем разные проекты, пишем доклады, устраиваем выставки, акции, конкурсы, читаем стихи, пишем сочинения, рисуем плакаты, проводим субботники и экскурсии. На год экологии был написан доклад «Окружающая среда — наша жизнь», проект «Посади сад», проект «Вода—это жизнь», проект «Проблемы родного края», доклад «Исчезающие растения и животные Дахадаевского района». Ученик 5 класса Мусаев Муса сочинил стихотворение «Родничок». Яхьяев Абумуслим нарисовал картину «Родные просторы». Гаджиева Зубарият написала сочинение «Мой край». В процессе занятий воспитанники получают новые знания об окружающем мире и экологии, учатся отстаивать свое мнение и обосновывать ответ.

Провожу беседу о том, какие науки изучают природу. Учащиеся называют природоведение, ботанику, зоологию… Все эти науки изучают окружающий нас мир природы. Природа прекрасна, и всем нам нужно беречь ее. Такой вывод сделали ребята к концу урока. Итак, основная задача экологии — охрана и приумножение окружающей природы.

Задаю вопрос:

—А что можете сделать вы для природы?

Дети отвечают:

— Беречь деревья, ухаживать за ними.

— Помогать зимой птицам, подкармливать их.

Один ученик рассказал о том, как он выходил голубя со сломанным крылом. Хвалю их за доброту и заботу: «Ребята, будьте всегда и во всем такими же милосердными».

Провели открытый урок литературы в 6 классе, посвященный родной природе в стихотворениях русских поэтов19 и 20 веков.

А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков, И.С.Никитин и др. написали непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером, волнует и удивляет нас. Через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека.

Прочитали стихи о временах года, о явлениях природы.

Много стихотворений посвятил русской природе Евгений Абрамович Баратынский:

…Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурью живой

Слепит мне очи он…

Это стихотворение – гимн весне. Поэт рад ей. Это чувствуется по восклицательным предложениям (их здесь 9). Он восхищён весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, любуется ручьями, рекой, несущей «на торжествующем хребте поднятый ею лёд».

Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней. В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурью живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».

Рассказывают наизусть стихотворение А.Н.Майкова «Осень».

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

Читая стихотворение Майкова «Осень», кажется, будто сам бежишь по осеннему лесу, загребаешь осенние листья.

Природа в стихах С.А. Есенина всегда является очеловеченной – страдающей, ликующей, смеющейся, поющей, тоскующей.

…Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалась сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлась на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку…

Вопрос ученикам: — Каких композиторов вы знаете, которые пишут о природе?

Ученики вспомнили Вивальди «Времена года» и Г.Свиридова «Метель». Прослушали на уроке романс «В лунном сиянии» в исполнении Олега Погодина. Спели вместе «Зимнюю сказку».

Загадываем и отгадываем загадки о растениях и животных, о явлениях природы:

Стоит в белой одежке, Свесив сережки

(Береза)

Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Вспоминаем пословицы и поговорки о природе:

В зимний холод всякий молод.

Весна красна цветами, а осень – снопами.

Шумит дубравушка к непогодушке.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.И. Тютчев.

В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы. Не менее восторженно и поэтично он был запечатлен и в произведениях искусства.

Сколько прекрасных полотен русских художников! Одним из распространенных жанров является пейзаж. В переводе с французского пейзаж означает “природа”, “местность”. Пейзаж появился в XVII веке в Голландии, где главным действующим лицом стала природа. В России пейзаж, как самостоятельный жанр складывается во второй половине XVIII века. Родоначальником русской пейзажной живописи считается Семен Федорович Щедрин – первый пейзажист, выпущенный Академией художеств.

Послушали вместе с учениками музыкальный фрагмент “Утро” Э. Грига.

Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе. Она являлась источником вдохновения многих художников и поэтов, они стремились воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это бескрайние леса, луга и долины, высокие горы и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена. Природа в картинах то печальна, то радостна, задумчива или величава, она поражает нас насыщенностью колорита. Художники изображают природу во всем ее многообразии.

— Кого из художников-пейзажистов вы могли бы назвать? Перечисляют: — Левитан, Шишкин, Саврасов, Грабарь и др. — Назовите их картины: — «Золотая осень», «Март», «Февральская лазурь», «Утро в сосновом лесу».

Предлагаю учащимся послушать музыку П.И. Чайковского. “Июнь”.

Певцом русского леса по праву называют Ивана Шишкина. Войдем вместе с художником в зеленое царство, прислушаемся к его таинственной тишине, к едва заметному шороху листвы и трепету птиц, перелетающих с ветки на ветку, вдохнем аромат соснового леса. На полотнах Шишкина нет особо ярких красок. В основном, это окраска зеленого убора деревьев. Но картины этого художника сразу покоряют своей величавой красотой, силой и крепостью.

Природа для художника — само благородство. Именно она может облагородить человека. Любимым деревом Шишкина был могучий красавец-дуб, поэтому именно этому дереву посвящаются многие картины художника. Мы перелистали несколько картин известного русского художника-пейзажиста, такие как: И.И. Шишкин “Дубовая роща”, “Корабельная роща”, “ Сосны, освещенные солнцем”.

— Ребята, как вы думаете, что хотели передать художники в своих картинах, а поэты в своих стихах?

— Они воспевали красоту родной природы, передавая свое восхищение ею и чувство любви.

Обращаясь к природе, человек не просто ее копировал, а создавал свой поэтический мир, где тесно переплетались сказка и быль, вымысел и реальность. Способность поэтизировать жизнь природы, наделять ее чертами прекрасного и возвышенного выразилось в образном и эмоциональном строе художественного творчества.

Наша маленькая планета Земля сегодня, как никогда, нуждается в спасении и защите. Нельзя жить только сегодняшним днем, надо думать о будущем всего человечества. Много и много можно говорить на уроках литературы о богатстве нашей природы

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

63